Атомный ледокольный флот

Автор: 22.04.2013
russia Атомный ледокольный флот

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ

Многие моря, омывающие северное побережье России, зимой покрываются льдом; иногда он появляется и коротким полярным летом. Для обеспечения безопасной навигации были разработаны специальные суда, способные ломать лед собственным весом. Первым в мире ледоколом современного типа стал переделанный российский буксирный пароход «Пайлот» (1864), а первым арктическим ледоколом — «Ермак» (1898), построенный в Англии по техническому заданию, в разработке которого принимали участие адмирал С. О. Макаров и выдающийся ученый Д.И. Менделеев.
Но дизель-электрические ледоколы не могут долго находиться в плавании без захода в порты: борьба со льдами требует большого расхода горючего. Запас топлива составлял до трети массы судна, но его хватало только на месяц. Бывали случаи, когда караваны судов застревали во льдах только потому, что на ледоколах раньше времени заканчивалось горючее.
Успехи ученых и инженеров в овладении атомной энергией привели к мысли об использовании атомного реактора в качестве корабельного двигателя. Новые судовые установки обещали невиданные преимущества по мощности и автономности кораблей, но путь к получению заветных технических характеристик был тернист. Еще никто в мире не разрабатывал подобные проекты. Необходимо было создать не просто атомный реактор, а мощную, компактную и в то же время достаточно легкую ядерную энергетическую установку, которая удобно размещалась бы в корпусе. Помнили разработчики и о том, что их детище будет испытывать качку, ударные нагрузки и вибрации. Не забыли о безопасности персонала: защита от радиации на корабле значительно сложнее, чем на атомной станции, ведь здесь нельзя применять громоздкое и тяжелое защитное оборудование.
Первый спроектированный атомный ледокол обладал высокой мощностью, был в два раза мощнее крупнейшего в мире американского ледокола «Глетчер», что предъявляло особые требования к прочности корпуса, форме носовой и кормовой оконечности, живучести корабля. Перед конструкторами, инженерами и строителями стояла принципиально новая техническая задача, и они решили ее в кратчайшие сроки! Пока страна запускала Первую в мире атомную электростанцию (1954), спускала на воду первую советскую атомную подводную лодку (1957), в Ленинграде создавалось и строилось первое в мире атомное надводное судно. В 1953-1956 годах коллективом ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») под руководством главного конструктора В.И. Неганова был разработан проект, реализация которого началась в 1956 году на ленинградском судостроительном заводе им. Андре Марти. Проектирование атомной установки велось под руководством И. И. Африкантова, а корпусная сталь была специально разработана в институте «Прометей». Ленинградские заводы снабдили ледокол турбинами (Кировский завод) и гребными электродвигателями («Электросила»). Ни одной иностранной детали! 75 километров трубопроводов разного диаметра. Длина сварных швов — как расстояние от Мурманска до Владивостока! Сложнейшая техническая задача была решена в кратчайшие сроки.
Спуск на воду состоялся 5 декабря 1957 года, а 12 сентября 1959 года атомный ледокол «Ленин» под командованием капитана П. А. Пономарева с верфи Адмиралтейского завода (переименованного судостроительного завода имени А. Марти) отправился на ходовые испытания. Он стал первым в мире надводным атомным кораблем, поскольку американское торговое судно с ядерной энергетической установкой «Саванна» отправилось в плавание лишь 22 августа 1962 года.
Да, поистине сегодня интернет захватил все отрасли жизни. Без интернета себя уже и представить сложно. Поэтому интернет на дачу тоже нужен, а то заскучать можно будет. Благодаря интернету человечество получило почти мгновенную связь друзей из разных стран мира, благодаря интернету можно эффективно и быстро получать информацию из разных источников. Без интернета сейчас и многие не смогут представлять себя.