Арктика для России

Автор: 17.04.2013
arktik russia Арктика для России

АРКТИКА ДЛЯ РОССИИ

Не будем забывать, что для России Арктика является важным судоходным районом. Северный морской путь (Севморпуть), связавший европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных рек Сибири в единую транспортную систему, несомненно, способствовал экономическому развитию северных территорий. В настоящее время Арктика становится важным международным судоходным районом, и ее роль будет только возрастать.
Можно сформулировать три главные задачи, связанные с освоением этого ледяного края:
1) проведение научных исследований с целью уточнения наших знаний о природе и богатствах региона;
2) развитие добычи полезных ископаемых на шельфе арктических морей;
3) обеспечение судоходства, поэтому экспедиции на северный полюс организуются с завидным постоянством.
Решение этих задач вовсе не является тривиальным — слишком уж суровы условия Арктики. Знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен назвал Арктику «страной ледяного ужаса», а уж он знал, о чем говорит. Общеизвестно и исторически доказано, что Арктика покоряется только людям с сильной волей, которые способны независимо от обстоятельств идти к намеченной цели. Такими же должны быть и их корабли: мощными, автономными, способными к длительным изнуряющим переходам в условиях сложной ледовой обстановки. Мы говорим именно о таких судах, составляющих гордость России, — об атомных ледоколах.
Атомный ледокол отличается от обычного — дизельного. Он значительно мощнее и обладает большей автономностью, то есть способен более длительное время выполнять ледовые задачи, не заходя в порты. Дело в том, что у ледокола «горячее атомное сердце», благодаря которому он может решать множество важных задач.
Атомные ледоколы обеспечивают проводку танкеров и других судов по Северному морскому пути, эвакуацию полярных станций с дрейфующих льдин, ставших непригодными для работы и опасными для жизни полярников, осуществляют спасение застрявших во льдах судов, проведение научных исследований. Вот несколько ярких примеров последнего времени с участием отечественного атомного флота:
• 25 августа 2010 года атомные ледоколы «Таймыр», «Россия» и «50 лет Победы» завершили проводку крупнотоннажного танкера «Балтика» с грузом углеводородов по ледовой трассе Севморпути. Ранее такие объемы грузов по трассе не проводились.
• 15 мая 2010 года атомный ледокол «Россия» отправился на помощь полярникам дрейфующей станции «Северный полюс-37». Планировалось, что экспедиция продлится до сентября, но надвигающийся на льдину мощный ледовый поток угрожал станции.
• 24 июля 2007 года российская полярная экспедиция «Арктика-2007» на научно-исследовательском судне «Академик Фёдоров» в сопровождении атомохода «Россия» отправилась из Мурманска к Северному полюсу. Результаты этой экспедиции положены в основу российской заявки на увеличение арктических владений.
Атомный ледокол — многофункциональное судно, чудо инженерной мысли, которым россияне вправе гордиться. Российский атомный ледокольный флот — единственный в мире, и таких судов больше ни у кого нет. Да и первенство в создании надводного судна с атомным двигателем также принадлежит нашей стране. Случилось это в пятидесятых годах прошлого столетия.